Вернуться в архив

Информационный бюллетень "Вопросы охраны атмосферного воздуха" № 1 (25) 2002 г.

Обращение с отходами на автотранспортных предприятиях

В.А.Коплан-Дикс, С.Е.Иванова

Отс Одной из наиболее важных задач в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проблема сбора и утилизации отходов.
ОтсДействующее законодательство Российской Федерации, нормативная документация федерального уровня определяют правовые основы обращения с отходами производства и потребления и устанавливают для всех физических и юридических лиц обязанности в вопросах природопользования, соблюдения санитарных норм и правил.
ОтсФедеральный закон "Об отходах производства и потребления", "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления" распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также иностранных юридических лиц (далее именуются природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которой образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.
ОтсСогласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
Отс 2 - соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством
Отс 222 Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
Отс 2 - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов
Отс 222 в целях уменьшения количества их образования.
ОтсРазрабатываемые проекты содержат информацию, являющуюся основой для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые должны быть установлены для каждого природопользования в соответствии с новым Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 24) [3]. Полученные нормативы служат основой для платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую необходимо осуществлять в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
ОтсПредприятия обязаны своевременно осуществлять вывоз образующихся отходов, так как длительное хранение отходов на своей территории приводит к ухудшению качества земель и загрязнению природных сред.
ОтсЭти требования декларируются в новом Федеральном законе "Об охране окружающей среды", согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды (ст. 51). В соответствии с этой же статьей закона определены запрещающие условия при обращении с отходами.
ОтсНа автотранспортных предприятиях, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, проблема обращения с отходами особенно актуальна, так как в процессе их работы образуется более 15 видов отходов производства, в том числе отходы II - III класса опасности.
ОтсОтходы производства на рассматриваемых предприятиях образуются при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта. Как правило, на предприятиях, производятся работы по ремонту двигателей, устранение неисправностей в агрегатах автомобилей, изготовление и ремонт деталей и узлов автомашин. Производятся контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и другие работы, замена масла в маслосистемах автомобилей.
ОтсВ приложении 1 представлен перечень отходов производства, образующихся на автотранспортном предприятии. Остановимся более подробно на анализе отходов, перечисленных в приложении.
ОтсПри ремонте и техническом обслуживании автотранспорта производится замена отдельных деталей и узлов автомобилей, отслуживших свой срок. При этом в качестве отходов образуются лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом.
ОтсОтработанные аккумуляторы могут сдаваться на переработку в собранном или разобранном состоянии. В зависимости от этого, на предприятии могут образовываться разные виды отходов. В случае, если отработанные аккумуляторные батареи разбираются, то образуются следующие виды отходов: лом цветных металлов (в зависимости от типа аккумулятора), отходы полимерные (пластмассовый корпус батареи), отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации или осадок от нейтрализации электролита. Если нейтрализации электролита на предприятии не производится, отходом являются отработанные электролиты аккумуляторных батарей. В случае, если разборки аккумуляторов на предприятии не производится, в качестве отходов образуются отработанные аккумуляторы.
ОтсПри замене отработанных масел образуются следующие виды отходов: отработанное моторное масло, отработанное трансмиссионное масло. При замене масла в гидравлических системах экскаваторов образуется отработанное гидравлическое масло.
ОтсДля ликвидации проливов масла в гаражах могут использоваться древесные опилки или песок, в результате чего в качестве отходов образуются древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, либо грунт, содержащий нефтепродукты.
ОтсВ процессе технического обслуживания автотранспорта для протирки замасленных поверхностей используется ветошь. Промасленная ветошь, образующаяся при этом, направляется в отходы.
ОтсНа отдельных автотранспортных предприятиях производится мойка автомобилей. При этом должна быть организована очистка загрязненных сточных вод после мойки автотранспорта. Одним из требований, предъявляемых к организации мойки автотранспорта является передача их на очистные сооружения. Как правило, очистные сооружения мойки автотранспорта представляют собой отстойник с нефтеловушкой либо фильтрами. Здесь происходит отделение и осаждение взвешенных веществ и очистка от нефтепродуктов. Взвешенные вещества, оседающие на дно колодцев (осадки ОС мойки автотранспорта) и всплывающие нефтепродукты нефтеловушек регулярно удаляются, образуя отходы. Фильтры, загрязненные нефтепродуктами подлежат замене и также поступают в отходы.
ОтсКроме вышеперечисленных отходов производства, на автотранспортных предприятиях, как и на других, образуются отходы потребления - бытовые отходы, отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения (в случае использования ртутных ламп для освещения территории и помещений предприятия), смет с территории, канализационные отходы, не содержащие токсичных металлов.
ОтсРасчет образования производственных отходов производится, исходя из нормативных сроков работы соответствующих деталей автомашин, принятых в автомобильной промышленности.
ОтсРасчет отработанных аккумуляторов производится исходя из количества аккумуляторов каждого типа, установленных на автотранспортных средствах, веса аккумуляторов вместе с электролитом, эксплуатационного срока службы аккумуляторов. Суммирование производится по всем маркам аккумуляторов. Эксплуатационный срок службы аккумуляторов и вес аккумуляторов по маркам указан в справочной литературе [4]. Пример расчета отработанных аккумуляторов приведен в приложении 2.
ОтсВ случае, если отработанный электролит сливается из аккумуляторов, вес аккумулятора берется без электролита, а расчет отработанного электролита аккумуляторных батарей ведется отдельно с использованием справочных данных, приведенных в справочной литературе [4]. Примеры расчетов отработанного электролита аккумуляторных батарей и отработанного электролита аккумуляторных батарей после его нейтрализации приведены в приложении 3.
ОтсРасчет отработанных масляных, топливных и воздушных фильтров производится исходя из количества автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия, количества фильтров, установленных на каждой автомашине, веса фильтров, среднегодового пробега автотранспорта и нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены фильтровальных элементов. Норма пробега подвижного состава до замены фильтров берется по справочным данным [5]. Пример расчета отработанных фильтров приведен в приложении 4.
ОтсРасчет количества лома черных металлов, образующегося при ремонте автотранспортных средств производится исходя из среднегодового пробега каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до ремонта, удельного норматива замены деталей из черных металлов при ремонте. Норма пробега подвижного состава до ремонта указана в справочной литературе [5]. Удельный норматив замены деталей из черных металлов как правило составляет 1-10% и определяется по данным инвентаризации.
ОтсНормативное количество отработанных накладок тормозных колодок определяется исходя из количества автомашин, количества тормозных накладок, установленных на одной автомашине, массы одной накладки, среднегодового пробега автомобилей каждой марки, нормы пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок, которая определяется по справочным данным [5]. Пример расчета отработанных накладок тормозных колодок приведен в приложении 5.
ОтсРасчет нормативного количества отработанных автомобильных шин - шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, веса одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе [4, 7], или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам. Пример расчета отработанных шин приведен в приложении 6.
ОтсРасчет отработанного моторного масла и отработанного трансмиссионного масла может быть произведен двумя способами. В первом случае расчет производится через расход топлива. Исходными данными для расчета являются норма расхода топлива на 100 км пробега, среднегодовой пробег автомобилей, нормы расхода масла на 100 л топлива, норма сбора отработанных нефтепродуктов. Норма расхода топлива и норма расхода масла по маркам автомобилей определяется по справочным данным [11], либо по технической документации на автотранспорт. Норма сбора отработанных нефтепродуктов составляет, согласно [8,9] 0,9. Расчет производится отдельно по каждому виду масла. Пример расчета отработанных масел приведен в приложении 7.
ОтсПри расчете отработанного моторного и трансмиссионного масла через объем системы смазки исходными данными для расчета являются объем масла, заливаемого в автомашины каждой марки при ТО (определяется по [4]), среднегодовой пробег каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до замены масла.
ОтсКоличество осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек (при отсутствии реагентной обработки) рассчитывается исходя из годового расхода сточных вод, концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до очистных сооружений, концентрации взвешенных веществ после очистных сооружений, влажности осадка. При использовании для очистки реагентов необходимо учесть количество осадка, образующегося от применяемого количества реагентов.
ОтсГодовой расход сточных вод определяется с учетом нормативного расхода воды на мойку одного автомобиля и количества моек автомобилей за год. Нормативный расход воды на мойку одного автомобиля указан в справочной литературе [6].
ОтсКонцентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до и после очистных сооружений указаны в технической документации на очистные сооружения или определяются по результатам анализов контроля сточных вод.
ОтсВ случае отсутствия технической документации на очистные сооружения мойки автотранспорта и результатов анализов контроля сточных вод, концентрации нефтепродуктов и взвешенных веществ в сточных водах для автотранспортных предприятий, принимаются в соответствии со справочными нормативными данными [6]. Пример расчета осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек приведен в приложении 8.
ОтсЕсли в составе очистных сооружений мойки автотранспорта имеются фильтры для очистки от нефтепродуктов, то при их замене в качестве отхода образуются фильтры, загрязненные нефтепродуктами. Их расчет производится исходя из веса отработанного фильтра, их количества и периодичности замены по паспортным данным на очистные сооружения.
ОтсРасчет ветоши промасленной производится исходя из количества сухой ветоши, расходуемой при ремонте и эксплуатации автотранспорта и содержания нефтепродуктов в ветоши промасленной. Пример расчета приведен в приложении 9.
ОтсПо целому ряду отходов (мусор промышленный, древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, грунт, содержащий нефтепродукты) нормативное количество отходов определяется по среднефактическим данным предприятия за последние 2 года.
ОтсВременное хранение отходов, образующихся при ремонте и эксплуатации автотранспорта, должно осуществляться в специально отведенных и оборудованных для этого местах. При хранении отходов должно быть исключено их воздействие на почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
ОтсБольшая часть отходов, образующихся на автотранспортных предприятиях, подлежит утилизации на специализированных предприятиях по переработке отходов (шины с металлокордом и тканевым кордом, грунт, содержащий нефтепродукты, отработанные масла, всплывающие нефтепродукты нефтеловушек, осадки очистных сооружений мойки автотранспорта, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит аккумуляторных батарей, а также отработанные люминесцентные лампы).
ОтсОтработанные люминесцентные и ртутные лампы утилизируются на следующих предприятиях: Служба электроснабжения Петербургского метрополитена, НПО "Энеко", расположенное на территории опытного завода РНЦ "Прикладная химия", ООО "Скат" и ЗАО "НЭП", арендующие установку по демеркуризации ртутных ламп у Радиевого института им. Хлопина, МЭП "Меркурий".
ОтсРегенерация отработанных масел осуществляется в РНЦ "Прикладная химия", ВНИИ "Трансмаш" и ООО "ПТК-ТЕРМИНАЛ".
ОтсОчистку грунтов и вод от нефтепродуктов производят биотехнологическим методом ЗАО "Экопром" и ЗАО "Орлан-Эко".
ОтсОтработанные электролиты, сточные и иные воды утилизируются путем извлечения из них катионов тяжелых металлов на АОЗТ НТО "ЭРГ" и предприятии "Россия".
ОтсОтработанные аккумуляторы и другие свинецсодержащие отходы принимают на переработку АОЗТ ЭНПК "МКТ", АОЗТ НПО "Катод".
ОтсОтработанные автошины принимают на переработку ЗАО "Опытный завод МПБО", ГУП "МПБО-2", ГПЗП "Юго-Западное", ООО "Петроградское ПЗП", ЗАО "Эласт".
ОтсОтходы от эксплуатации автотранспорта, не подлежащие вторичной переработке (ветошь промасленная, мусор промышленных, отработанные накладки тормозных колодок, фильтры, загрязненные нефтепродуктами, фильтры картонные) вывозятся на заводы МПБО с целью их захоронения с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды.


Литература:
  1. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" № 89-Ф3 от 24 июня 1998 г.
  2. "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации", утвержденные Минприродой России 15 июля 1994 г,
  3. Федеральный Закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  4. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.
  5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.
  6. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. (Технология и оборудование) М., Транспорт, 1984.
  7. Вторичные материальные ресурсы номенклатуры Госснаба (образование и использование). Справочник. М., Экономика, 1987 г.
  8. ГОСТ "Покрышки и камеры изношенные" ТУ, ГОСТ 8407-84
  9. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91. Минавтотранс РСФСР. М., 1991 г.
  10. Методические указания по нормированию сбора отработанных масел в автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР МУ-200-РСФСР-12-0207-83. М., 1984 г.
  11. Нормы расхода топлива и ГСМ. М., "Приор", 1996.
  12. Геевик Д.Г. Справочник смазчика. М., Машиностроение 1990.


Приложение 1

Перечень отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта

№п/п Класс опасности Код отхода Куда направляются Наименование отходов
1 II-III 012.02 захоронение/ переработка. Всплывающие нефтепродукты нефтеловушек
2 II-III 012.12 захоронение/ переработка. Отработанное моторное масло
3 II-III 012.20 захоронение/ переработка. Отработанное трансмиссионное масло
4 IV 013.01 захоронение/ переработка. Осадки ОС мойки автотранспорта
5 III-IV 013.06 захоронение Древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами
6 III-IV 013.07 захоронение Ветошь промасленная
7 III-IV 013.09 захоронение/ переработка Грунт, содержащий нефтепродукты
8 III-IV 013.13 захоронение Фильтры, загрязненные нефтепродуктами
9 I-III 043.01 захоронение Отработанные электролиты аккумуляторных батарей
10 II-IV 043.04 захоронение / очистные сооружения Отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации
11 IV 052.01 захоронение Отработанные накладки тормозных колодок
12 IV 150.01 переработка Лом черных металлов
13 IV 150.07 переработка Огарки сварочных электродов
14 IV 200.02 переработка Шины с металлокордом
15 IV 200.03 переработка Шины с тканевым кордом
16 II-IV 215.01 переработка Отработанные аккумуляторы
17 IV 059.01 захоронение Мусор промышленный
18 II-III 012.13 захоронение/ переработка Отработанное гидравлическое масло


Отс


Приложение 2

Отработанные аккумуляторы (215.01) (пример расчета)


ОтсРасчет нормативного образования отработанных аккумуляторов выполнен, исходя из количества установленных аккумуляторов (по данным предприятия), сроков их эксплуатации и весе аккумулятора [1].
ОтсРасчет проводился по формуле:

N = S Nавт.i ґ ni/ Ti, шт./год,

Отсгде: Nавт.i - кол-во автомашин, снабженных аккумуляторами i-го типа
Отступ_ ni - количество аккумуляторов в автомашине, шт.;
Отступ_ Ti - эксплуатационный срок службы аккумуляторов i-й марки, год.

ОтсВес образующихся отработанных аккумуляторов равен:

М = S Ni ґ mi ґ 10-3, (т/год),

Отсгде: Nавт.i - количество отработанных аккумуляторов i-й марки, шт./год
Отступ_ mавт.i - вес аккумуляторной батареи i-го типа без электролита.

ОтсИсходные данные и результаты расчетов представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1
Марка аккумулятора Количество автомашин, снабженных аккумулятором данного типа Количество аккумуляторов на 1-й машине Нормативный срок эксплуатации, лет Вес аккумулятора, кг Вес отработанных аккумуляторов, т
6СТ-55 41317,30,023
6СТ-90 11328,50,009
6СТ-19012358,00,039
Итого:0,071

ОтсИтого нормативное количество отработанных аккумуляторов на предприятии составляет 0,071 т/год.


Литература:
  1. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.


Отс


Приложение 3

Отработанные электролиты аккумуляторных батарей (043.01) (пример расчета)


ОтсРасчет отработанного электролита произведен по формуле:
М = S Ni ґ mi, л ,

Отсгде: Ni- количество отработанных аккумуляторов i-й марки, шт./год
Отступ_ mi - вес электролита в аккумуляторе i-й марки, л [1].

ОтсИсходные данные и результаты расчетов представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1
Марка аккумулятора Количество Нормативный срок эксплуатации, лет Количество электролита в одной аккумуляторной батарее, л Количество отработанного электролита, л
6СТ-55 4 3 3,8 5,0
6СТ-90 1 3 6,0 2,0
6СТ-190 2 3 12,0 8,0
Итого:15,0

ОтсС учетом плотности отработанного электролита, составляющей 1,27 кг/л., количество отработанного электролита составит 19 кг или 0,02 т.

Отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации (043.04) (пример расчета)


ОтсРасчет отработанного электролита произведен по формуле:
М = S Ni ґ mi, л ,

Отсгде: Ni- количество отработанных аккумуляторов i-й марки, шт./год
Отступ_ mi- вес электролита в аккумуляторе i-й марки, л [ 1].

ОтсИсходные данные и результаты расчетов представлены в таблице 3.2

Таблица.3.2
Марка аккумулятораКоличествоНормативный срок эксплуатации, лет Количество электролита в одной аккумуляторной батарее, л Количество отработанного электролита, л
6СТ-55 11 3 3,8 15,2
6СТ-75 6 3 5,0 10,0
6СТ-132 10 3 8,0 24,0
6СТ-190 4 3 12,0 12,0
3СТ-215 4 3 7,0 7,0
Итого:68,2

ОтсС учетом плотности отработанного электролита, составляющей 1,27 кг/л, количество отработанного электролита составит 86,6 кг или 0,087 т.

ОтсКоличество осадка, образующегося при нейтрализации электролита, определяется по формуле:

Мос.вл. = М + Мпр. + Мвода,

Отсгде: М - количество осадка, образующегося в соответствии с уравнением реакции;
Отступ_Мпр. - количество примесей извести, перешедшее в осадок;
Отступ_Мвода - содержание воды в осадке.

ОтсНейтрализация электролита негашеной известью проходит по следующему уравнению:

H2SO4 + СаО + Н2О = СаSO4Ч2О.

ОтсКоличество образующегося осадка СаSO4Ч2О в соответствии с уравнением реакции равно:

М = 172 ґ Mэґ С/98, т/год,

Отсгде: Мэ - количество отработанного электролита, т;
Отступ_С - массовая доля серной кислоты в электролите, С= 0,35;
Отступ_172 - молекулярный вес кристаллогидрата сульфата кальция;
Отступ_98 - молекулярный вес серной кислоты.

М = 172 ґ 0,087ґ 0,35/98 = 0,053 т/год,

ОтсКоличество извести (Миз), необходимое для нейтрализации электролита, рассчитывается по формуле:

Миз. = (56 ґ Мэ ґ С)/(98 ґ Р),

Отсгде: 56 - молекулярный вес оксида кальция;
Отступ_Р - массовая доля активной части в извести, Р = 0,6.

Миз. = (56 ґ0,087 ґ 0,35)/(98 ґ 0,6)= 0,029.

ОтсКоличество примесей извести (Мпр.), перешедшее в осадок, составляет:

Мпр. = Миз. (1 - Р)

Мпр. = 0,029 (1 - 0,6) = 0,011 т

ОтсСодержание воды в осадке рассчитывается по формуле:

Мвода = Мэ ґ (1 - С) - Мэ ґ С ґ 18 /98 = Мэ ґ (1 - 1,18С)

Мвода = 0,087 ґ (1 - 1,18 ґ 0,35) = 0,051 т

ОтсКоличество образующегося влажного осадка с учетом примесей в извести равно:

Мос.вл. = М + Мпр. + Мвода = 0,053 + 0,011 + 0,051 = 0,113
ОтсТаким образом нормативное количество отработанного электролита после его нейтрализации составит 0,113 т/год.


Литература:
  1. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.

Приложение 4

Фильтры, загрязненные нефтепродуктами (013.10) (пример расчета)

ОтсРасчет норматива образования отработанных фильтров, образующихся при эксплуатации автотранспорта, производится по формуле:

М = S Ni ґ ni ґ mi ґ Li / Lнi ґ 10-3, (т/год),

Отсгде Ni - количество автомашин i-й марки, шт.,
Отступ ni - количество фильтров, установленных на автомашине i-ой марки, шт.,
Отступ mi - вес одного фильтра на автомашине i-й марки, кг;
Отступ Li - средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год;
Отступ Lнi - норма пробега подвижного состава i-ой марки до замены фильтровальных элементов, тыс. км [1]

Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1.
Марка автомашины Количествово автомашин Вес воздушного фильтра, кг Вес топливного фильтра, кг Вес масляного фильтра, кг Среднегодовой пробег, тыс. км Вес отработанных воздушных фильтров кг* Вес отработанных топливных фильтров кг** Вес отработанных маслных фильтров кг **
ЗИЛ 433360 1 0,5 0,1 1,5 30 0,75 0,3 4,5
РАФ 2203 1 0,13 0,03 0,6 28 0,18 0,08 1,68
Автопогрузчик 4014 1 0,13 0,03 0,6 600 час 0,39 0,18 1,8
МТЗ-80 1 0,5 0,1 1,5 600 час 1,5 0,6 9,0
Итого 2,821,16 16,98

Отступ* замена воздушных фильтров производится через 20 тыс. км пробега или 200 мтґчас;
Отступ** замена масляных и топливных фильтров производится через 10 тыс. км пробега или 100 мтґчас.

ОтсТаким образом, нормативное количество отходов фильтров, загрязненных нефтепродуктами составит 21 кг или 0,021 т/год.


Литература:
  1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.

Приложение 5

Отработанные накладки тормозных колодок (052.01) (пример расчета)

ОтсРасчет количества отработанных накладок тормозных колодок производится по формуле:

М = S Niґni ґ mi ґ Li / Lнi ґ 10-3, (т/год),

Отсгде Ni - количество автомашин i-й марки, шт.,
Отступ ni - количество накладок тормозных колодок на автомашине i-ой марки, шт.,
Отступ mi - вес одной накладки тормозной колодки на автомашине i-й марки, кг;
Отступ Li - средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год;
Отступ Lнi - норма пробега подвижного состава i-ой марки до замены накладок тормозных колодок, тыс. км.

ОтсНорма пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок составляет для легковых и грузовых автомобилей 10 тыс. км, для тракторов и погрузчиков - 1000 моточасов [1].
ОтсИсходные данные и результаты расчета представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1
Марка автомашины Количество автомашин Количество накладок тормозных колодок, установленных на 1 автомобиль Вес накладки тормозной колодки, кг Среднегодовой пробег, тыс. км Вес отработанных накладок тормозных колодок, кг
ЗИЛ 433360 1 8 0,53 30 12,7
РАФ 2203 1 8 0,3 28 6,7
Автопогрузчик 4014 1 8 0,3 600 час 1,4
МТЗ-80 1 8 0,53 600 час 2,5

ОтсНормативное количество отработанных накладок тормозных колодок составит 23 кг/год или 0,023 т/год.


Литература:
  1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.

Приложение 6

Шины с металлокордом (200.02). Шины с тканевым кордом (200.03) (пример расчета)

ОтсРасчет количества отработанных шин с металлокордом и с тканевым кордом производится по формуле:

М = S( Niґni ґ mi ґ Li )/( Lнi ґ 10-3), (т/год),

Отсгде Ni - количество автомашин i-й марки, шт.;
Отступni - количество шин, установленных на автомобиле i-й марки, шт. [1];
Отступmi - вес одной изношенной шины данного вида, кг [2];
ОтступLi - средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год;
ОтступLнi - норма пробега подвижного состава i-й марки до замены шин, тыс. км [3].

ОтсИсходные данные и расчет отработанных шин представлен в таблице 6.1.

Таблица 6.1
Марка автомашины Количество автомашин i-й марки, шт. Количесто шин на автомашину, шт. Марка автошин Тип корда Среднегодовой пробег, тыс. км Норма пробега автомашины до замены шин, тыс. км Вес отработанной шины, кг Количество отработанных шин, шт. Масса отработанных шин, т
Отступ Ni niОтступОтступ Li Lнi miОтступM
1 23 4 5 6 7 8 9 10
Тойота 1 4 205/70R14 Ткань 10,95 40 12,1 1 0,012
"Волга" 31-10 1 4 195/65R15 -"- 15,0 33 8,9 2 0,018
"Волга" 24-10 1 4 205/70R14 -"- 24,777 33 12,1 3 0,036
Итого 0,066
УАЗ 3741 1 4 240х115 Металл 7,005 70 75,0 0,5 0,037
МАЗ 1 615,00-20 -"- 2,167 36 115 0.5 0,058
ЗИЛ 431610 2 6 260-508 -"- 0,958 57 42,1 - -
Итого 0,095


Литература:
  1. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.
  2. Вторичные материальные ресурсы номенклатуры Госснаба (образование и использование). Справочник. М., Экономика, 1983.
  3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.

Приложение 7

Отработанное моторное масло (012.12). Отработанное трансмиссионное масло (012.20) (пример расчета)

ОтсРасчет количества отработанного моторного и трансмиссионного масла производится по формуле:

М = S NiґV ґ kc ґ r ґ 10-3, т,

Отсгде: Ni - количество единиц экскаваторов i-й марки, шт.;
Отступ_V - объем масляного картера экскаваторов i-й марки, л;
Отступ_kc - коэффициент сбора отработанного масла, kc = 0,9;
Отступ_r - плотность отработанного масла, кг/л, r = 0,9 кг/л.

ОтсИсходные данные и расчет отработанных моторного и трансмиссионного масла представлены в таблице 7.1

Таблица 7.1
Марка автомашины Количестово Норма расхода топлива на 100 км пробега Средний годовой пробег автомобиля, тыс. км/год Тип двигателя Количество отработанного масла
моторного трансмиссионного
Тойота 1 18,0 10,95 бензиновый 0,006 0,0007
ГАЗ-3110 1 15,4 15,0 бензиновый 0,007 0,0008
ГАЗ-2410 1 15,4 24,777 бензиновый 0,011 0,0013
МАЗ-5594 1 33,6 2,167 дизельный 0,003 0,0003
УАЗ-3741 1 19,2 7,005 бензиновый 0,004 0,0005
Итого 0,032 0,004

Отс Таким образом. нормативное количество отработанного моторного масла по составит 0,032 т/год, отработанного трансмиссионного масла - 0,004 т/год.

Отработанное гидравлическое масло (012.13) (пример расчета)

Отс Расчет отработанного гидравлического масла, образующегося при одной замене масла в картерах гидравлических систем экскаваторов определяется по формуле:

М = S NiґV ґ kc ґ r ґ 10-3, т

Отсгде: Ni - количество единиц экскаваторов i-й марки, шт.;
Отступ_V - объем масляного картера экскаваторов i-й марки, л,
Отступ_kc - коэффициент сбора отработанного масла, kc = 0,9
Отступ_r - плотность отработанного масла, кг/л, r = 0,9 кг/л

ОтсСведения по транспортным средствам, имеющим гидравлические системы, представлены в таблице 7.2.

Таблица 7.2

Марка автотранспортного средства Количествово автомашин Объем картера Количество отработанного масла,т
Экскаватор ЭО-2621 7 90 л 0,51
Экскаватор ЭО-3323 1 120 л 0,097
Экскаватор ЭТЦ-165 4 23 л 0,075
Итого 0,682

ОтсВремя работы каждого экскаватора - 1500 моточасов в год. Согласно паспортным данным на экскаваторы, замена масла производится через 960 часов работы, т.е. 1,5 раза в год. В 2001, 2003, 2005 гг. планируется по 2 замены индустриального масла, в 2002, 2004 гг. - 1 замена.
ОтсТаким образом, нормативное количество отработанного гидравлического масла составит:
Отс2001, 2003, 2005 гг. - 1,364 т/год:
Отс2002, 2004 гг. - 0,682 т/год.


Литература:
  1. Нормы расхода топлива и ГСМ. М., "Приор", 1996.
  2. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91 Минавтотранс РСФСР. М., 1991.
  3. Методические указания по нормированию сбора отработанных масел в автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР. МУ-200-РСФСР-12-0207-83. М., 1984.


Приложение 8

Осадки очистных сооружений мойки автотранспорта (013.01) Всплывающие нефтепродукты нефтеловушек (012.02)(пример расчета)


ОтсКоличество моек составляет: для грузовых автомобилей - 200 моек/год, для легковых автомобилей - 250 моек в год, для автобусов - 90 моек/год.
ОтсКоличество шламовой пульпы (кека) W, задерживаемой в отстойнике, рассчитывается согласно [1] по формуле:

W = w ґ 1 - С2) ґ 10 6 / (100 - В) ґ g, м3,

Отсгде:
Отступ_w - объем сточных вод от мытья автотранспорта, м3;
w = q ґ n ґ 10-3 ґ 0.9, м3

Отступ_q - нормативный расход воды на мойку одного автомобиля;
Отступ_составляет для легковых автомобилей [ 2 ] 200 л, для грузовых автомобилей - 800 л, для автобусов - 350 л;
Отступ_n - среднее количество моек в год.
Отступ_Потери воды при мойке машин составляют 10 % [2].
Отступ_Для легковых автомобилей:
w = 200 ґ 0,9 ґ 250 ґ 10-3 = 45,0 м3

Отступ_Для грузовых автомобилей:
w = 800 ґ 0,9 ґ 200 ґ 10-3 = 144 м3

Отступ_Для автобусов:
w = 350 ґ 0,9 ґ 90 ґ 10-3 = 28,35 м3

Отступ_С1 и С2 - концентрации веществ, соответственно до и после очистки.

ОтсСодержание взвешенных веществ для легковых автомобилей согласно нормативным данным [2] до отстойника 700 мг/л, после отстойника - 40 мг/л, содержание нефтепродуктов соответственно - 75 мг/л и 15 мг/л.
ОтсДля грузовых автомобилей содержание взвешенных веществ до отстойника 2000 мг/л, после отстойника - 70 мг/л, содержание нефтепродуктов соответственно 900 мг/л и 20 мг/л.
ОтсДля автобусов содержание взвешенных веществ до отстойника 1600 мг/л, после отстойника - 40 мг/л, содержание нефтепродуктов соответственно 850 мг/л и 15 мг/л.
Отступ_В - влажность осадка, составляет 85%;
Отступ_g - объемная масса шламовой пульпы, составляет 1,1 т

ОтсКоличество отходов:

Отсдля легковых автомобилей

ВВ = 45 ґ (700 - 40) ґ 10-3 ґ 1,1 = 33 кг/год

GCНП = 45 ґ (75 - 15) ґ 10-3 ґ 1,1 = 3 кг/год


ОтсС учетом влажности осадка b = 0,85 его реальное количество будет равно:

GСВВ = GС / (1 - b) = 33 / (1 - 0,85) = 220 кг/год

GСВВ = GС / (1 - b) = 3 / (1 - 0,50) = 6 кг/год


ОтсДля грузовых автомобилей:

GСВВ = =144 ґ (2000 - 70) ґ 10-3 ґ 1,1 = 306 кг/год

GСНП = = 144 ґ (900 - 20) ґ 10-3 ґ 1,1 = 139 кг/год


ОтсС учетом влажности осадка b = 0,85 его реальное количество будет равно:

GСВВ = GС / (1 - b) = 306 / (1 - 0,85) = 2040 кг/год

GСНП = GС / (1 - b) =139 / (1 - 0,50) =278 кг/год


ОтсДля автобусов:

GСВВ = 28,35ґ (1600 - 40) ґ 10-3 ґ 1,1 = 49 кг/год

GСНП = 28,35 ґ (850 - 15) ґ 10-3 ґ 1,1 = 26 кг/год


ОтсС учетом влажности осадка b = 0,85 его реальное количество будет равно:

GСВВ = GС / (1 - b) = 49 / (1 - 0,85) = 327 кг/год

GСНП = GС / (1 - b) =26/ (1 - 0,50) = 52 кг/год

ОтсОбщее количество осадков очистных сооружений мойки автотранспорта составляет:

220 + 2040 + 327 = 2587 кг/год = 2,587 т/год.

ОтсОбщее количество всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек:

6 + 278 + 52 = 336 кг/год = 0,336 т/год.

ОтсТаким образом, количество осадков очистных сооружений составляет 2,587 т/год, количество всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек - 0,336 т/год ( с учетом влажности).


Литература:
  1. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. (Технология и оборудование) М., Транспорт, 1984
  2. Ведомственные строительные нормы предприятия по обслуживанию автомобилей ВСН 01-89. Минавтотранс РФ., М., 1990 г

Приложение 9

Ветошь промасленная (013.07) (пример расчета)

ОтсКоличество промасленной ветоши определяется по формуле:

М = m/(1-k), т/год.

Отсгде m - количество сухой ветоши, израсходованное за год, т/год;
Отступ_k - содержание масла в промасленной ветоши, k = 0,05.

ОтсЗа год на предприятии используется 30 кг сухой ветоши.

ОтсНормативное количество ветоши промасленной составит:

30 / (1-0,95) = 0,032 т/год


Вернуться в архив